Олимпийские истории санного спорта. Наталья Омшева. Дорога в Саппоро
Олимпиада в Сочи – это не только главный старт четырехлетия для спортсменов, возможность для болельщиков почувствовать себя частью большой спортивной команды. Для тех, кто тоже шел по олимпийскому пути – это время вспоминать. Особенно ценна возможность сравнить – как это было, и каким стало.
- Я в полном восторге от центра «Санки», - признается Наталья Омшева, участница олимпийской сборной СССР по санному спорту 1972 года, - конечно же, когда выступали мы, нам и сниться не мог такой размах, такое техническое совершенство. Да и скорости были в два раза меньше.
(на фото: Наталья Омшева в центре санного спорта "Санки" в Сочи)
Наталья Матвеевна с дочерью Катей приехали на Олимпийские игры в Сочи именно для того, чтобы поболеть за саночников. Билеты куплены на все дни соревнований. И лишь в свободное от саней время ищется окно для фигурного катания, шорт-трека, керлинга. Екатерина восхищается мамой – она до сих пор, следя за выступлениями саночниц - специалист, может заметить ошибку в прохождении трассы или предсказать хороший результат.
А начинался путь в большой спорт для двадцатилетней Наташи Омшевой, с занятий в секции альпинизма. Жила она в пригороде Ленинграда, как и всем молодым и горячим ей хотелось новых эмоций. Тогда она и подумать не могла, что станет участницей Олимпийских игр. Первых для советских саночников.
- Я начала не рано. В 19 лет с подругой пошли в секцию альпинизма, а там предложили попробовать санный спорт. Видимо, так ярко расписывали нам его, что захотелось попробовать, - вспоминает Наталья Омшева.
Руководителем секции и родоначальником санного спорта в Ленинграде был Петр Буданов, тоже бывший альпинист. Под его руководством юноши идевушки взялись за строительство санной трассы в Токсово, под Ленинградом. Трасса была деревянной - виражи строили из досок, активисты сами копали землю, а зимой выкладывали снежный каркас и заливали. Получилась трасса небольшая – метров пятьсот, без особых виражей и перепадов высот, но для тренировок ее хватало. В 1970 началось строительство уже более профессиональной трассы в Братске. Там уже проходили соревнования серьезного уровня – чемпионат и Кубок СССР. Именно в Братске Наташа Омшева в 1971-ом выиграла национальное первенство и получила путевку на Олимпиаду в японский Саппоро.
Нина Игнатьева, Наталья Богданова, Михаил Завьялов - в санном спорте, как вспоминает Омшева, стали появляться все новые и новые молодые имена. Накануне поездки в Саппоро, в основной состав женской сборной саночниц, кроме Омшевой, входили еще две спортсменки. Две Нины – Шашкова и Игнатьева. Соперничество между девушками было постоянным, пьедестал они делили между собой, время от времени, уступая друг другу лидерство.
- У Нины Игнатьевой были природные способности. Они даже с Верой Зозулей – будущей олимпийской чемпионкой, были чем-то похожи – склад, фигура… Ну, видимо, и талант.
В 1972 российские саночники впервые принимали участие в зимней Олимпиаде. Идея принадлежала главе Министерства спорта Советского союза Павлову. Поездка в Японию, в Саппоро, стала для команды серьезным испытанием. В сборную вошли семь спортсменов. Почти все они представляли Ленинградскую школу. И хотя медалей саночники не привезли, советское правительство решило: в стране санному спорту – быть!
-У нас не было надежды войти в призеры. Мы только-только начинали постигать все тонкости санного спорта. Изучали технику прохождения трассы, учились правильно располагаться на санях. Даже тренеры тогда еще не сильны были в этом вопросе. Думаю, что нас на пробу туда послали, - шутит Наталья Матвеевна. - Поселили нас в олимпийском городке. Были там для спортсменов небольшие квартирки. Трасса была натуральная, не очень длинная. Но нам даже не удалось ее как следует узнать. Накануне олимпийского старта был сильный снегопад. Мы сделали два тренировочных заезда и не смогли даже пройти вдоль трассы. Ее засыпало снегом, солдатики-японцы чистили желоб постоянно, но все было бесполезно. А на соревнованиях был только один заезд, который и пошел в официальный зачет.
(на фото: Наталья Омшева на первой трассе в Ленинградской области)
Наташа пришла к финишу предпоследней. Неудачу на последнем вираже она помнит до сих пор. Считает, что могла выступить лучше. Еще Наталья Матвеевна с удовольствием рассказывает о поездках на сборы. Особенно радушно спортсменов из Советского Союза принимали в ГДР. Трассы в Оберхофе, Кенигзее – так хорошо знакомые сегодняшним болельщикам, уже в то время являлись базовыми для подготовки немецких спортсменов. Как ни удивительно, те с удовольствием делились опытом с советскими коллегами. Как ухаживать за санями, как их настраивать, как проходить трассу правильно.
- Даже экипировку нам предоставила в ФРГ фирма «Адидас». Просто, как мы думали, по доброте душевной, - улыбается Наталья Матвеевна, - подарила шлемы, спортивные костюмы, кроссовки. В них пяточка была немножко открыта, чтобы во время спуска ноги были в удобном положении. А в 1972 году была запрещена всякого рода реклама на экипировке. И надпись «Адидас» мы зачеркивали карандашом.
Советскому начальству о подарке ребята из сборной не доложили и смогли оставить экипировку себе. Как вспоминает Омшева, русские спортсмены, впервые приехавшие в Кенигзее, были в диковинку для местных жителей. Даже поднятый командой флаг, ночью кто-то прибрал в качестве сувенира.
- Запомнился случай на сборах в Кенигзее. Мы стартовали с середины трассы – так называемый женский старт. Я шагнула в желоб, и начала движение. Вдруг слышу: «Освободите трассу!». Думаю, ну что делать – остановилась, прижалась к бортику, а мимо меня пронеслась двойка.
(на фото: сборная СССР на соревнованиях в Оберхофе)
Довелось Наталье Омшевой посоперничать и с единственной олимпийской чемпионкой СССР по санному спорту Верой Зозулей. В 1974-ом, на спартакиаде в Грузии, ленинградская саночница чуть-чуть уступила будущей олимпийской гордости страны, заняв третью ступень пьедестала почета. Чемпионкой тогда стала Нина Шашкова. Однако, дальше по дороге большого спорта Наталья не пошла. Родила дочку и после завершения спортивной карьеры работала в детской спортивной школе в Токсово, в отделении санного спорта.
- Санным спортом живу до сих пор, - признается Омшева. - Несмотря на возраст, мне нравится ощущение напряжения, риска. Когда мы начинали,чувствовали себя чуть ли не космонавтами – все было новое для страны и нам надо было это осваивать. Интересно, что раньше саночники ездили с ремнем. К концу саней был прикреплен ремень, и его нужно было дергать направо – налево, таким образом, управляя снарядом. После Олимпиады эти правила отменили. А сами сани нам сначала пытался изготавливать один научный институт в СССР, но их продукция совсем не подходила по спортивным критериям, и сани руководство команды стало покупать у немцев. Были они металлические, с холщевым сиденьем. Его натягивали каждый под себя.
На сочинских стартах Наталья Омшева желала коллегам по спорту одного, чтобы спустя сорок два года олимпийский пьедестал россиянам все же покорился. Но и серебряными наградами российской сборной бывшая саночница осталась очень довольна, признавшись, что не зря съездила в столицу Белой Олимпиады.
Материал подготовлен пресс-службой Федерации санного спорта России.
(Фотографии из личного архива Натальи Омшевой)