Андрей Кныр: надеюсь, Наталия Гарт сможет придать необходимый импульс проекту продвижения натурбана в программу Олимпийских игр
Продвижение натурбана в программу зимних Олимпийских игр является главной внешнеполитической задачей Федерации санного спорта России (ФССР). Об этом в программном выступлении на 61-м Конгресс Международной федерации санного спорта (FIL) в Стамбуле (Турция) заявила президент ФССР Наталия Гарт. Об олимпийских перспективах натурбана и препятствиях на его пути специальному корреспонденту пресс-службы ФССР Николаю Пастухову рассказал старший тренер сборной России по натурбану, член технической комиссии FIL Андрей Кныр.
- Насколько реально нам увидеть натурбан в олимпийской программе в обозримом будущем?
- Наша федерация кровно заинтересована во включении натурбана в программу Олимпийских игр как можно скорее и всячески продвигает эту инициативу. С недавних пор Россия имеет неплохой вес в Международной федерации санного спорта (FIL). На сегодняшний день в исполкоме FIL присутствуют два представителя России, ещё три россиянина входят в различные комиссии, поэтому волей-неволей к нам придется прислушиваться. Основная сложность состоит в нежелании немецкой федерации видеть натурбан в олимпийской программе, а немцы сегодня правят бал в санном спорте, особенно в его олимпийской составляющей. Но, думаю, под давлением других федераций и общественности они сдадутся.
- Почему именно Россия активнее всех продвигает натурбан в олимпийскую семью? А, например, не Италия, выигрывающая наибольшее количество медалей в этой дисциплине санного спорта?
- Так уж получилось, что Россия всегда первой что-то продвигает, а плоды потом пожинают другие (смеется). У Леонида Игоревича Гарта была мечта увидеть натурбан в олимпийской программе. Трагедия, случившаяся с ним, отбросила нас немного назад. Леонид Игоревич был в курсе всех событий, происходящих в санном спорте. Именно он провел переговоры с президентом Международного олимпийского комитета (МОК) Жаком Роггом, в ходе которых тот одобрил идею включения натурбана в программу Олимпийских игр и пообещал оказать нашей инициативе поддержку. Раньше FIL в разговоре об олимпийском будущем натурбана всегда ссылалась на МОК. А теперь, когда МОК дал добро, выяснилось, что дело только в позиции самой FIL. Именно Россия растормошила международную федерацию, заставила начать взаимодействие с МОК.
- Почему немцы так противятся продвижению натурбана в олимпийскую программу?
- Сейчас Германия – явный лидер в олимпийских дисциплинах санного спорта. Немцы боятся, что с появлением в олимпийской программе натурбана, финансирование будет распределяться на оба вида, и немецкие саночники недополучат средств. Они согласны при условии, что объем инвестиций увеличится вдвое, но ни МОК, ни кто-либо ещё на это не пойдет. В своем выступлении на недавнем Конгрессе FIL Наталия Гарт подняла вопрос о самостоятельном поиске средств. Для этого нужно привлечь к виду спорта внимание СМИ, что в свою очередь, привлечет зрителей на соревнования. Тогда найдутся и спонсоры. На чемпионаты мира в Европе у нас уже собираются до 10 тыс. человек, а вот на американском континенте популярности у натурбана пока маловато. Но опять же это «заслуга» FIL, которая слабо развивает натурбан за океаном. Но бороться с этими проблемами нужно, они все решаемы.
- То есть, если FIL по-настоящему захочет, чтобы натурбан оказался в олимпийской семье – останутся лишь технические моменты?
- Да. Даже на последнем Конгрессе FIL прозвучала мысль: МОК нас поддержит, если мы сами разберемся внутри себя и поймем, что нам нужно. FIL боится, что введение натурбана в олимпийскую программу сильно ударит, в том числе, и в финансовом плане, по классическому санному спорту и отбросит его назад. Натурбан и без того популярен в Европе, а представьте что будет, если он станет олимпийским. Клубы появятся во всех городах, где есть хоть какие-то горы и даже крутые горки. Тогда санный спорт, где строительство трасс стоит миллионы долларов, а заливка – десятки тысяч долларов, в сравнении с натурбаном явно проиграет в популярности. Вот саночники и опасаются, хотя я считаю, что мы сможем прекрасно сосуществовать и даже, как это происходит в Италии, обмениваться спортсменами.
- Хорошим импульсом для вступления натурбана в олимпийскую программу стали бы показательные выступления на Играх в Сочи. Почему трасса так и не была построена?
- Мы уже давно нашли в Сочи хорошее место для трассы – в районе курорта «Горная карусель». Уже даже договорились о подведении туда воды и других коммуникаций, но все карты спутала безвременная кончина Леонида Гарта. Леонид Игоревич мог решать многие вопросы одним телефонным звонком, опираясь на свой авторитет. Затем, уже после его смерти, мы выяснили, что из-за всем известной истории с Ахмедом Билаловым вода к нашей будущей трассе так и не была подведена, а ведь мы её уже распланировали вместе с итальянским специалистом. В общем, время было упущено, начался сезон, и нужно было сосредоточиться на других вещах. Хотя я думаю, что показать наш вид спорта на Олимпийских играх в Сочи всё равно было бы реально, если бы FIL действовал чуть более решительно. Надеюсь, Наталия Гарт сможет придать необходимый импульс.